УЙМОНСКАЯ ДОЛИНА
НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс им. Н.К. и Е.И. Рерихов



Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры,
даже зародившейся в совсем других местах.

Лев Гумилёв

Усть-Коксинский район
Алтай. Верхний Уймон

«НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ»

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

ВНИМАНИЮ ТУРИСТОВ
Отзывы и статьи

Отдых в Горном Алтае. Рассказы туристов

Отдых в Горном Алтае привлекает многих. Быстрые реки, горные вершины, могучие кедры… Побывав на Алтае, многие открывают в себе спящее доселе вдохновение. Пишут стихи, воспоминания, отзывы об Алтае, который так впечатлил своей красотой.

Вот некоторые строки из статей о путешествии по Алтаю, опубликованных в журнале «Восход».

* * * Впечатление об отдыхе на Алтае посетительницы из Германии * * *

…Алтай, Алтай! Разве можно описать красоты Твои!

Чувства переполняют и не дают отразить в словах этот фейерверк из извилин звонких рек, гор, наполненных добрыми и строгими духами, мягких и уверенных очертаний холмов, сливающихся зачастую в мирный и спокойный облик лежащего зверя или настороженно вставших во весь рост, чтобы указать на небесный, горний путь. И всё это несказуемое непрерывно меняло цвет, создавая впечатление дрожащего сверкающего миража.

Мечту попасть в Уймон я лелеяла давно! Привлекали прежде всего развернувшиеся там активные строительные работы по восстановлению Дома, связанного со знаменательным пребыванием Рерихов на Алтае. Дом должен был стать памятным Музеем. Каждый раз я испытывала восторженное воздействие этих строительных энергий. Они пробивались и на фотографиях, и при показе фильмов, и на лицах приезжавших оттуда строителей, и из их рассказов.

И вот я здесь, моя первая долгожданная встреча с Музеем Н.К. Рериха в Уймоне. И как ни странно, а может быть и нет, я не распознала в нём тот облик, что был так тщательно взлелеян моим воображением. Но не разочарование постигло меня при этом, совсем нет! Здесь, в просторных объятиях Теректинского и Катунского хребтов, в исключительной прозрачности воздуха, не нарушаемой даже «небесными боями», предстал передо мной красивый в своей строгости, простоте и добротности бревенчатый дом, находящийся в полной гармонии с тем мощным ландшафтом, который окружал его. Как и всё вокруг, он постоянно менял свои очертания и окраску в зависимости от настроений погоды и солнечного освещения. Ухватить что-то неизменное было практически невозможно.
И эта непостижимость была прекрасна!

Как в человеке важен «внутренний человек», так и я с волнением ожидала встречи с «внутренним Музеем»…

Перейти на сайт СибРО и читать статью целиком:
Маргарита Валл, г. Вольфсбург, Германия. Пять дней в Уймоне. // Журнал «Восход», 2010, № 10 (198)

* * * Впечатление о народном алтайском празднике «Эй-Ойын» * * *

Народный праздник. Тем, кто не бывал на Эл Ойыне, может быть, сложно понять восхищение тех, кто видел всё это собственными глазами, ощущал в собственной душе. Но попробуйте представить себя в горной долине, окружённой цепью зелёных холмов. Благоухают цветущие травы, смешиваются ароматы чабреца и полыни, мятлика и шалфея. Над вами плывут облачные небесные замки с причудливыми башенками и диковинными садами, мимо которых стремительно проносятся неведомые белые всадники и птицы. Опустите взгляд — увидите то ребёнка, отчаянно поднимающего на крыло цветастого воздушного змея, то стайку проворных длиннокосых девушек в васильковых нарядах, то сурового всадника, на плаще которого трепещут под ветром алтайские руны. Конь фыркает, смерив вас взглядом, солнечный лучик прыгает к вам с золотого узора лёгкого доспеха, перестук копыт тонет в траве. Спешат лучники и лучницы, из колчанов выглядывает оперение стрел. Разминают плечи смуглые сосредоточенные пареньки. Бережно и торжественно охраняют певцы-кайчи свои музыкальные инструменты. Всем им предстоит соревноваться в мастерстве, но пока что люди собираются на большом холме, у подножия которого расположена главная поляна праздника.

Но вот зажигается огонь в священном очаге, раздаётся гулкий трубный звук — один, другой... Начинается древний ритуал. Как хочется в такие минуты хоть немного понимать алтайский язык, на котором идёт представление! Поляна заполняется людьми в национальных одеждах. Они едины в своём движении: текут разноцветные людские потоки — где воздушно-голубые, где резво-зелёные, где порывисто-алые. Все ждут появления нового человека, нового существа, которое вплетёт свой узор в общий ковёр жизни.
И вот гортанным возгласом отец приветствует мать с младенцем на руках. Так, по художественной версии праздника, пришёл в мир Григорий Чорос-Гуркин, великий сын Алтая, знаменитый алтайский художник и общественный деятель. 140-летию со дня его рождения и посвящён праздник в этом году.


Перейти на сайт СибРО и читать статью целиком:
Екатерина Пересветова. Фестиваль алтайской культуры. Журнал «Восход», 2010, № 8 (196)

* * * Зимняя поездка в Горный Алтай * * *

…Заканчивается январь и очередная командировка в Верхний Уймон. Погода почти весь месяц держалась морозная, ночью – 40–45. Но днём светит солнце, ясное голубое небо над головой, и это так способствует хорошему настроению, духовному подъёму! И совсем неважно, что мороз обжигает лицо, а зазеваешься — цапнет и за уши, норовит забраться в рукава куртки, схватывает руки, на которые опять забыла надеть перчатки, поскольку вышла на улицу по делам, на минутку, да залюбовалась чудными горами, этими заснеженными красавцами, которые притягивают взор, мысли — всего тебя, и забываешь о морозе и совсем не чувствуешь, что озяб на холодном ветру. Горы — чудо как изумительны! Бело-розовые утром, ярко сияющие днём и загадочные, таинственные вечером при лунном освещении... От такой красоты радость плеснулась изнутри, прокатилась волной, обдав жаром сердце, породила восторг, внутренний подъём... Так что никакой мороз нам не помеха, а наоборот, не даёт расслабиться, помогает быть в спортивной форме: всё делать по-военному чётко, быстро. По двору перемещаемся короткими перебежками, а иначе промёрзнешь, что называется, до костей.

Входишь в тёплую комнату и некоторое время совершенно не чувствуешь тепла. Комната кажется насквозь пронизанной холодом, и требуется какое-то время, чтобы почувствовать, как в ней тепло и уютно. И удивительное дело, совсем не тянет в тёплую, чистую городскую квартиру со всеми удобствами, в которой в любой мороз приоткрыта форточка и при этом не надо по локоть в саже пытаться развести огонь в печи, дрожа от холода в остывшей к вечеру комнате. Блага цивилизации там налицо, жить бы да радоваться, да держит Алтай «мёртвой хваткой» — не отпускает! Можете быть уверены, что с самого первого дня вашего приезда на Алтай он похитит ваше сердце, займёт в нём всё место и будет властвовать там один, безраздельно. Алтай — самая сокровенная песня души. Она звучит едва слышно, наполняет всего тебя серебряным звоном реки, едва уловимым звучанием гор, лёгким дуновением ветра, солнечным светом и чем-то ещё не понятым, волнующим, не дающим покоя.

А Мороз — он только с виду суровый. Каждый день он обходит дозором свои владенья — большое у него хозяйство! Заботливо присматривается к деревьям — надёжно ли укрыты пушистым снегом? Не холодно ли? И, убедившись, что им тепло, одобрительно покрякивает, улыбаясь в пушистые усы. Лёгким треском шумнёт на лесных зверушек: «Полезайте в тёплые норки, не время гулять по морозу!» И, пискнув, мышка юркнула в норку, заяц большими прыжками добрался до ёлки и укрылся под её густыми ветвями — надёжно защитит от ветра, а от мороза — шубка! Даже лиса, не обращая внимания на многочисленные витиеватые ниточки-следы, чётко отпечатанные на снегу, спешит к своей норке. Продрогла! Ровный след осторожной косули пролёг через лесную поляну и привлёк внимание Мороза. Шла она спокойно, но вдруг остановилась, что-то насторожило её. Замерла под деревом, прислушиваясь. Но тут незаметно подкрался ветер, тихонько шевельнул густо покрытую снегом ветку да и стряхнул большой ком снега прямо на настороженно поднятую голову косули, и она, испугавшись, стремительно, широкими прыжками ушла в сторону. Нахмурил Мороз брови, грозно стукнул о землю посохом: «Не озоруй, проказник!» И устыдился ветер своего поступка, утих. Тихо в лесу. Даже болтливых сорок не слышно. Белочка высунула носик из своего дупла, внимательно огляделась вокруг — холодно! И скрылась опять в своём уютном домике, где тепло и орешки ещё с осени припасены.

Солнышко хоть и мало греет зимой, но светом своим преображает всё вокруг. Цветными искорками вспыхивают снежинки на белом покрывале, которым метель плотно и тепло укрыла всё вокруг. Тут и там торчат из снега сухие высокие стебли со снежными шапками на головках-соцветиях, важно покачивают ими, что придаёт им некую горделивость, царственность. Доволен Мороз увиденным: «Переживут лесные зверушки студёную зиму!» Бодро идёт, поспешает. Развевается длинная борода от быстрой ходьбы, и блестит на солнце ледяной посох.

Мир природы — удивительный, ни на что не похожий. Осторожно, бережно и с любовью нужно входить в него. Зимой природа погружена в глубокий волшебный сон. Прикоснись к этому прекрасному миру. Прислушайся, почувствуй его сердцем — и словно растворишься в нём, сам станешь частичкой его. Морозная свежесть наполнит тебя радостью, одурманит голову, и почувствуешь, что уплываешь куда-то в неведомые чудесные дали, где сбываются все мечты...

Перейти на сайт СибРО и читать статью целиком:
Татьяна Осипова. Заметки об Алтае. // Журнал «Восход», 2008, №3 (167).

* * * Через Новосибирск в Верх-Уймон* * *

Много лет тому назад довелось слышать легенду о том, что далеко-далеко в горах есть сокровенное место, где расцветает удивительный цветок. Называется он жар-цвет, и кому он откроется, тот становится самым счастливым человеком на свете...

В начале августа вместе с московскими друзьями мы приехали в Новосибирск, чтобы затем отправиться на Алтай для помощи музею в Верхнем Уймоне. Нас очень тепло встретили новосибирские друзья и показали установленный на территории музея Колокол Мира. Подумалось: наступит время, когда Колокол Мира соберёт со всей планеты искателей истины и будет утверждён мир во всём мире, а в человеках благоволение.

Из Новосибирска наш путь почти в 1000 км пролегал через степи и горные перевалы. И вот мы в Уймонской долине, на территории Музея Н.К. Рериха.

После капитальной реконструкции силами СибРО верх-уймонского клуба село стало активно обновляться. Появились новые здания почты и магазина, засияли разноцветными крышами дома сельчан, а старенький бревенчатый дом напротив клуба выкрасили в голубой цвет. Сердце простого человека откликается на красоту, надо лишь подать действенный пример.

Природа также радует нас дивными явлениями: восхищались необычным радужным свечением на вершинах Теректинского хребта, любовались серебристо-голубыми всполохами, беззвучно освещавшими ночное небо, и молниями, пробегавшими по траве.

Сердце радуется цветам, изумрудным склонам гор, дальним снежным вершинам, причудливым облакам, окружающим долину словно жемчужная корона, сердце радуется простому труду на общее благо...

Только здесь начинаешь понимать, что сокровенный цветок — жар-цвет — это твоё сердце, которое открывается красоте алтайской природы, красоте человеческих взаимоотношений в дружном труде.

Прощаясь с Алтаем, хочется воскликнуть: «Расцветай, Алтай!» Да, мы были в той заповедной стране — там, где расцветает жар-цвет!

Перейти на сайт СибРО и читать статью целиком:
Василий Житяев. Там, где расцветает Жар-Цвет. // Журнал «Восход», 2009, № 9 (185).


Количество показов: 5845
Автор:  Подборка отзывов

Возврат к списку


Хотите помочь сайту и тем, кто собрался посетить Алтай?
Пришлите свои воспоминания об Алтае!

https://уймон.рф **** НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс имени Н.К. и Е.И. Рерихов, Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай.