УЙМОНСКАЯ ДОЛИНА
НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс им. Н.К. и Е.И. Рерихов



Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры,
даже зародившейся в совсем других местах.

Лев Гумилёв

Усть-Коксинский район
Алтай. Верхний Уймон

«НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ»

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

ВНИМАНИЮ ТУРИСТОВ
Алтайские картины Николая Константиновича Рериха

Н.К. Рерих. Белуха. 1926


Н.К. Рерих. Белуха. 1926

Известны три этюда Белухи, два из них из серии «Путевые листы» 1926 года: «Белуха (1). Алтай» и «Белуха (2)». Оба небольшого размера, написаны темперой; один выполнен на бумаге, другой на картоне. Сейчас находятся в США. Третий этюд «Белуха» (1926) написан с южной её стороны, у истоков Катуни.

Барнаульский художник Леопольд Цесюлевич, которому в 1970-е годы удалось побывать в тех местах, уверен, что этот этюд был написан с натуры: «И можно было удивляться реализму Рериха. Даже нашлось место, где стоял мольберт художника — удобная площадка на крупных камнях»78. Программист П.Куличенко (г. Электросталь) сделал расчёты на компьютере и вычислил точку, с которой написан этюд. Выяснилось, что она находится на высоте 400 м над уровнем моря и на большом удалении от Верхнего Уймона, в двух днях пути; на дорогу туда и обратно пришлось бы затратить не менее четырёх дней. Такого времени у Рериха не было, да и старожилы не упоминали о столь длительной его поездке. Куличенко предполагает, что с этой точки Рерих не мог видеть Белуху физически и что он видел её духовным зрением. Об этом утверждала и З.Г.Фосдик.

Вспомним рассказ самого Рериха о том, как в 1924 году в Сиккиме его посетили участники Третьей эверестской экспедиции под руководством генерала Ч.Г.Брюса и полковника Э.Ф.Нортона. Они «добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту, — пишет Н.К.Рерих. — На картине “Сжигание тьмы” они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину»79. Альпинисты узнали виды Эвереста на картинах, хотя сам художник там не бывал. Им, мало знающим профессора Рериха, это явление было непонятно; но те, кто изучает его жизнь и философию, понимают, что духовным зрением он мог видеть и такие малодоступные высоты.

Кроме этих работ, написанных на Алтае, известны также листы из альбомов 1932 – 1933 годов, которые находятся в США. Судя по названию листов, один из них относится к алтайскому циклу — это «Белуха (Алтай)».


78 Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 5. С. 5.

79 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 37.


Из книги Г.Д. Ярцевой "Рерих и Алтай"


Н.К. Рерих. Пантелеймон-целитель. 1931
Н.К. Рерих. Пантелеймон-целитель. 1931

Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925
Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925

Н.К. Рерих. Белуха. 1926
Н.К. Рерих. Белуха. 1926

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплёсканный. 1927
Н.К. Рерих. Сосуд нерасплёсканный. 1927

Н.К. Рерих. Звенигород. 1933
Н.К. Рерих. Звенигород. 1933
<< < 5 из 15 > >>

Назад в раздел

https://уймон.рф **** НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс имени Н.К. и Е.И. Рерихов, Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай.