УЙМОНСКАЯ ДОЛИНА
НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс им. Н.К. и Е.И. Рерихов



Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры,
даже зародившейся в совсем других местах.

Лев Гумилёв

Усть-Коксинский район
Алтай. Верхний Уймон

«НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ»

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

ВНИМАНИЮ ТУРИСТОВ
Новости

Верх-уймонец Никита Арляпов - дипломант 1 степени на XX Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского


22.05.2013

В феврале и апреле 2013 года уймонский школьник Никита Арляпов стал одним из «героев дня» в Горном Алтае.

А началось всё с того, что год назад в Верх-Уймонской школе понадобился преподаватель, и Сибирское Рериховское Общество пригласило с Урала кандидата физико-математических наук М.С. Бугаева, человека с большим опытом организации научно-исследовательских проектов школьников. Его ученики не раз участвовали в научных конференциях и занимали призовые места. Теперь возможность начать подобный проект появилась и у школьников Верх-Уймона.


Никита Арляпов и М.С. Бугаев

Михаил Сергеевич предложил Никите поработать над темой «Эффект Муара и установка для лабораторных измерений деформации при изгибе». С этим докладом Никита и занял первое место в секции «математика, физика» II Региональных юношеских чтений исследовательских работ им. В.И. Вернадского в Горно-Алтайске, проходивших в феврале. А затем благодаря финансовой поддержке глав администрации района и села и других людей, желающих поддержать молодого уймонского исследователя, смог поехать на юбилейные XX Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского в Москве.


Журналист "Уймонских вестей" О.Какаева знакомится с лабораторной установкой

В Москве выступления Никиты пользовались большой популярностью у слушателей, его работа получила грамоты по номинациям: «Лучшая работа по мнению комиссии учащихся», «Приз зрительских симпатий», «За успешное применение Эффекта Муара в физическом эксперименте», а также рекомендована к печати в журнале «Физика-ПС» издательского дома «Первое сентября». По результатам чтений Никита награжден дипломом первой степени.

«Стоит только к творчеству прикоснуться молодым людям, как они уже готовы горы свернуть для того, чтобы получить реальный осязаемый результат. Но, конечно, за этим стоит большой труд и бессонные ночи», – говорит М. С. Бугаев.


Никита Арляпов с дипломами, привезёнными
с XX Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского

В газете «Уймонские вести» было опубликовано две статьи о Никите, написанных Оксаной Какаевой и Татьяной Зориной.Они приведены ниже.

В поисках новых идей и новых талантов 

(Источник: http://uimonvesti.ru/?p=15530)

Оксана КАКАЕВА, 21 марта 2013

В феврале в Горно-Алтайске прошли II Региональные юношеские чтения исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Принимал в них участие и обучающийся 9 класса Верх-Уймонской школы Никита Арляпов. Он выступал с докладом «Эффект муара» и занял первое место в секции «математика, физика», получив тем самым рекомендацию для участия во Всероссийской конференции в Москве. О том, что это за «Эффект муара», мне рассказал сам автор доклада и его руководитель М.С. Бугаев. Договорились о встрече, которая, кстати, состоялась в музее Рериха.

Не успела я зайти, Никита тут же начал что-то объяснять. Посередине комнаты с большой русской печью стоял стол, на котором был водружен какой-то макет, и, указывая на него, молодой человек без запинки произносил какие-то для меня малознакомые слова. Возникло первое ощущение тут же залезть во всемогущий Интернет, пусть Google мне поможет! Но, увы, такой возможности у меня не было. И мне сразу пришлось признаться в своей полной безграмотности в вопросах математики и физики.

Поэтому Никите Арляпову и его научному руководителю Михаилу Сергеевичу Бугаеву ничего не оставалось, как объяснить мне все буквально на пальцах.

Как оказалось, тема, с которой школьник выступал на научно-практической конференции, совсем не из области фантастики и высоких технологий. «Эффект муара» – это то, что нас окружает в повседневности. Вообще муаровый узор (муар, от фр. moiré) – узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой, и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор мы, к примеру, можем наблюдать при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок. Образуемые блики – это и есть муар. Или по телевизору, может, видели, когда начинает рябить. Возникает он и при цифровом фотографировании, и сканировании сетчатых и других периодических изображений. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.

«Вообще муар – это паразитное явление, с которым в полиграфии и телевидении борются, но если его грамотно использовать, то можно добиться положительного и интересного результата. К примеру, очень интересно дизайнерам использовать эту технику», – заметил Михаил Сергеевич.

И мне это тут же сразу продемонстрировали, взяв две пластины одинаково линейно разлинованные, которые при разном соединении давали различные комбинации узоров.

Конечно, я спросила, почему темой исследования был выбран именно этот эффект?

И, как оказалось, здесь ничего необычного нет. Михаил Сергеевич объяснил, что в рамках школьного научно-исследовательского общества нужно брать что-то доступное для школьной программы.

«Опыт работы в научно-исследовательских школьных обществах у меня очень большой. Я работал в Челябинске в гимназии, преподавал информатику. Мои ученики не раз участвовали в подобных конференциях и занимали призовые места. И когда я в прошлом году преподавал в Верх-Уймонской школе, то предложил Никите эту тему. Начиная с ним новый проект, мне самому было интересно, что у нас выйдет. А вообще, я считаю, стоит только к творчеству прикоснуться молодым людям, как они уже готовы горы свернуть для того, чтобы получить реальный осязаемый результат. Но, конечно, за этим стоит большой труд и бессонные ночи», – высказал свое мнение научный руководитель.

«Мы в интернете посмотрели, что такое муар, а потом решили сами попробовать провести опыт. Подготовили инструмент: на бумагу нанесли линии, отпечатали их и перенесли на прозрачную пленку эти линейные решетки.

Потом на конструкции из двух стоек, к которой прикреплена деревянная пластинка, а к ней одна из решеток и гири, чтобы точность была больше. Вторая решетка установлена неподвижно. Закрепляются эти решетки с наклоном в пределах 3-5 градусов. Когда мы кладем груз, то пластина прогибается и дает движение полосам муара, по которым можно измерить величину прогиба.

Но на этом мы не остановились. Сдвинули сетку на один шаг, потом на другой и отметили, что прослеживается закономерность в том, что, если сдвинуть сетку на один-два шага, муаровая ячейка сдвинется на свой шаг, который при этом будет значительно больше.

Мы решили таким образом измерить величину прогиба балки. На сколько она может прогнуться. Муаровые полосы легко заметить и замерить, для этого здесь же, на экспериментальном объекте, установлена линейка. Если вы идете по потолку или потолочной балке, она прогибается под вашей тяжестью. На глаз этого не будет видно, а вот полосы муара покажут. Также можно с их помощью определить, на сколько произошла деформация, при этом не прибегая к дорогостоящим приборам измерения давления», – рассказывал мне Никита о своей работе.

В любой научной работе есть цель и задачи, поэтому я поинтересовалась, а какую цель они преследовали?

Здесь уже ответил руководитель: «С помощью этого эффекта создать установку для измерения прогиба. Муар можно использовать в неожиданных местах. Как раньше делали. Был металлический материал, нагревали и смотрели: деформируется или нет. Для этого на материал наносили сетку и брали другую эталонную сетку и судили по рисункам о деформации. Мы же отделили материал от сеток. Все видно на приборе – в этом и есть преимущество. То есть путем школьной установки можно измерять точно так же даже самые микроскопические изменения. Как это применимо? Прибор можно использовать и дома, и в школе, и в вузе как макет по теме «Деформация».

Конечно же, я поинтересовалась, всегда ли Никита увлекался физикой и математикой. Оказалось, что нет. Раньше больше нравилась история, но, как это нередко бывает, его величество случай предоставил ему встречу с интересным человеком, который немного изменил его предпочтения. Останется ли так и дальше, покажет время. Но тем не менее молодому человеку все равно повезло: мечта любого юного исследователя – найти себе такого руководителя, который был бы также азартен в поисках новых идей – у него уже осуществилась.

Пройдя региональный тур конкурса им. В.И. Вернадского, Никита был приглашен в Москву, где ему предстоит выступить с этой же темой. И он готов покорить столицу, но остается один небольшой нюанс: до апреля необходимо найти финансы на поездку. Хочется надеяться, что этот вопрос все-таки будет решен. Ведь так хочется, чтобы наши талантливые дети могли проявлять себя не только в рамках нашего региона, но и далеко за его пределами.

И снова победа!

(Источник: http://uimonvesti.ru/?p=15859)

25 апреля 2013, Татьяна ЗОРИНА, Москва-Верх-Уймон

С 8 по 12 апреля в Москве проходили юбилейные XX Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского, в которых принимал участие Никита Арляпов — ученик 9 класса Верх-Уймонской СОШ. Рекомендацию для участия в конференции Никита получил после выступления на аналогичных чтениях в Горно-Алтайске с докладом «Эффект Муара и установка для лабораторных измерений деформации при изгибе» на секции «физика и математика». Руководитель работы — кандидат физико-математических наук М.С. Бугаев. (Об этом подробно было рассказано в «УВ» от 21 марта 2013 г.)

Организаторы этого Всероссийского конкурса отнюдь не ставили главной целью подготовку молодой смены ученых. Главное — чтобы всем участникам захотелось и дальше работать в выбранной области, исследовать этот прекрасный мир вокруг нас, делиться друг с другом своими достижениями. Конкурс должен способствовать приобретению навыка познания мира путём исследования, ведь это — непременное качество каждого культурного человека. Весьма важным является приобщение участников к ценностям и традициям российской научной школы, выразителями которых являлись многие крупнейшие русские ученые, и прежде всего В.И. Вернадский.

На XX конкурс им. В.И. Вернадского 2012-2013 годов было подано 1750 работ, из них допущено к 1-му туру 1250, ко 2-му — 818. В результате на 2-й тур была подана 541 работа. Доклады естественнонаучного направления распределились по 15 секциям, гуманитарного направления — по 13 секциям. Работа Никиты Арляпова рассматривалась на секции «физика».

Выступления участников конкурса проходили в два этапа. Сначала все работы были представлены на стендовой выставке для широкого ознакомления, и в первую очередь — конкурсной комиссии. Затем, на втором этапе, предлагалось прослушать лучшие работы в виде докладов.

Никита успешно прошёл оба этапа, и его выступления пользовались большой популярностью у слушателей. В итоге его работа «Эффект Муара и установка для лабораторных измерений деформации при изгибе» получила грамоты по номинациям: «Лучшая работа по мнению комиссии учащихся», «Приз зрительских симпатий», «За успешное применение Эффекта Муара в физическом эксперименте», а также рекомендована к печати в журнале «Физика-ПС» издательского дома «Первое сентября». По результатам чтений Никита награжден дипломом первой степени.

Очень важным является и то, что Никита завел много друзей из России, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Дружба завязывалась не только в научных беседах, но и в играх, где сверстники общались в непринужденной обстановке. Новые друзья обменялись адресами электронных почт и обещали продолжать дружить. Работой Никиты интересовались ребята из Индии, Пакистана и др. Никита, как мог, общался с ними по-английски и понял, что для дальнейшего продвижения в науке ему надо поднажать в изучении английского.

Организаторы конференции пригласили видных ученых России для прочтения лекций по ведущим научным направлениям. Никита с удовольствием посещал эти лекции и, в отличие от многих сверстников, даже иногда конспектировал.

Ученые-эксперты конференции сделали несколько замечаний по докладу Никиты Арляпова, которые оказались очень полезными для планирования дальнейшей работы по его научной теме. Никита полон сил и желания продолжать научную деятельность и мечтает в следующем году попытаться снова съездить в Москву и «покорить» ее своими новыми достижениями.

Ещё один участник чтений в Москве из Верх-Уймона — Варя Ковальчук, также ученица 9 класса. Она выступала на секции «Народная культура» с работой «Семейный фольклор старообрядческого рода Петинёвых» и стала лауреатом чтений. Так, из десяти участников — представителей Республики Алтай — двое ребят защищали в Москве честь Усть-Коксинского района.

Поездка Никиты Арляпова в Москву могла бы не состояться, если бы не финансовая поддержка главы администрации МО «Усть-Коксинский район» С.Н. Гречушникова, главы сельской администрации Верх-Уймонского поселения М.А. Доготарь, директора ДДТ М.В. Кочкинековой, директора ООО «Верхний Уймон» И.И. Огнёва, директора ООО «Уймон» А.С. Огнёва. Выражаем им огромную благодарность за поддержку юных талантов.

Также выражаем благодарность за содействие в организации поездки отделу образования в лице О.Д. Поповой и В.Т. Иркитовой, директору МОУ «Верх-Уймонской СОШ» Т.И. Ничковой.

Это событие ещё раз доказывает, что уймонская земля не оскудевает молодыми талантами, и помощь нас, взрослых, очень для них важна. Кто, если не мы?


Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

 




https://уймон.рф **** НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ. Культурный комплекс имени Н.К. и Е.И. Рерихов, Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай.