«Пантелеймон-Целитель». К этой теме Н.К.Рерих обращается дважды. Первый вариант картины (1916) — большое полотно, написанное маслом; хранится в Государственной Третьяковской галерее. Второй вариант (1931) написан темперой, и он намного меньше размерами; хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Целитель Пантелеймон жил в Никодимии в III веке, во времена императора Максимиана, жестоко расправлявшегося с христианами. Пантелеймон погиб мученической смертью и впоследствии был причислен к лику святых. Обычно на иконах мы видим Пантелеймона совсем юным, но Н.К.Рерих изображает его седобородым старцем, подчёркивая мудрость Святого.
Будучи на Алтае и наблюдая за Вахрамеем Семёновичем Атамановым, Николай Константинович Рерих видел в нём черты Пантелеймона-Целителя. В путевом дневнике художник пишет тёплые и проникновенные слова: «Он, по завету мудрых, ничему не удивляется; он знает и руды, знает и маралов, знает и пчёлок, а главное и заветное — знает он травки и цветики. Это уже неоспоримо. И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом, и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей Целитель, не тёмное ведовство, но опытное знание»111.
111 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 282–283.
Из книги Г.Д. Ярцевой "Рерих и Алтай"
|