«Ковка меча (Нибелунги)» (1941) (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Н.К.Рериха издавна интересовали пути миграции кочевых племён. Проходя по Алтаю и Монголии во время экспедиции, он слышал множество легенд, в которых отразились следы великого переселения народов.
«В пределах Алтая, — пишет Н.К.Рерих, — можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад»102.
Под впечатлением этих легенд Николай Константинович пишет картину «Ковка меча (Нибелунги)». Возможно, что на картине изображены те самые «“курумчинские кузнецы” — странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья»103. Это были искусные мастера изделий из золота, бронзы, серебра. На полотне мы видим, как ночью, в каменной пещере, при свете огня два кузнеца куют меч победы. Они куют его, чтобы встать на защиту родной земли. «Настрой картины суровый, мужественный и героический. Год создания картины (1941) придаёт ей не только историческое, но и патриотическое звучание»104, — пишет Л.Цесюлевич.
Картина создана в год нападения фашистов на Советский Союз, и здесь ковка меча может быть понята как символ ковки будущей победы над фашистской Германией.
102 Грани Агни Йоги. IX. 70.
103 Рерих Н.К. Цветы Мории... С. 185.
104 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 286.
Из книги Г.Д. Ярцевой "Рерих и Алтай"
|