«Богатыри проснулись» (1940) (из собрания С.Н.Рериха, в настоящее время находится в Государственном музее искусств народов Востока, Москва).
Л.Цесюлевич пишет: «Здесь та же пещера, что и в... картине “Подземный народ” [или “Чудь подземная”] (1928 – 1930), но на первом плане глыба земли. В ней очертания окаменевших фигур богатырей, спящих вековым сном. Рядом мечи, щиты. Некоторые из богатырей уже просыпаются, приподнимаются. А у выхода из пещеры стоят уже готовые к бою воины и вождь в красном плаще. Из самой Земли-Родины рождаются герои, её защитники. Картина написана в 1940 году, когда вторая мировая война уже гремела в Европе и когда можно было предвидеть нападение фашистской Германии на Советский Союз. Здесь Алтай, его земли — символ неисчерпаемой силы народа, готового защитить свою землю»92. Богатыри просыпаются в час, когда нужно спасти и защитить Родину.
«“Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому, — пишет Н.К.Рерих в статье “Великому русскому народу”. — Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час»93.
«Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать её, остерегись вторгнуться в её священную землю. “Проснулись богатыри!” И уже не задремлют на несменном дозоре»94.
В творчестве Николая Константиновича Рериха образы былинных богатырей, дозорно стоящих на рубежах своей родины, символизируют мощь великого русского народа, его героический дух, несокрушимый в своём устремлении к защите всего благого и созидательного.
92 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. С. 21, 24.
93 Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 5. С. 6.
94 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 335.
Из книги Г.Д. Ярцевой "Рерих и Алтай"
|